Материалы к урокам

Открытый урок по теме «Microsoft Excel. Операции с ячейками, строками, столбцами»
Цель урока: научить копировать, перемещать, удалять и добавлять ячейки, строки и столбцы разными способами; закрепить полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.
Задачи урока:
образовательные:
  • формирование у учащихся умений и навыков работы по добавлению, удалению, копированию и перемещению элементов таблицы разными способами;
развивающие:
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие у учеников логического мышления, памяти, внимания;
воспитательные:
  • привитие учащимся навыков самостоятельной работы.
Тип урока: объяснительно-демонстрационный с элементами практикума.
Вид урока: учебный и трудовой практикум.
Программно-дидактическое обеспечение: проектор, интерактивная доска, программа Notebook, ОС Windows XP, Microsoft Excel,  карточки с заданием.
План занятия
  1. Организационный момент. 2 мин
  2. Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия. 1 мин
  3. Повторение. Фронтальная работа - 8 мин
  4. Практический диктант на выделение элементов таблицы. 5 мин
  5. Объяснение нового материала. 10 мин
·      Добавление ячеек, строк, столбцов
·      Удаление ячеек, строк, столбцов
·      Копирование ячеек, строк, столбцов
·      Перемещение ячеек, строк, столбцов
Упражнение 1 Молочная продукция – изучение приемов выполнения копирования, перемещения, удаления и добавления ячеек, строк и столбцов разными способами (мышкой, командами меню, кнопками).
  1. Практическая работа на закрепление: 10 мин
Упражнение 2 Магазин – самостоятельное выполнение.
  1. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание: 4 мин
ХОД УРОКА
Ребята, на прошлом занятии мы начали изучение новой программы - табличного процессора. Познакомились с возможностями этой программы. Научились вводить в таблицу различные типы данных, редактировать и форматировать эти данные. Создавать  простейшие формулы. Научились использовать возможность автозаполнения данных. А сегодня мы начнем наше занятие с того, что проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.
  • Фронтальная работа с использованием программы SMART Notebook.
На доске представлены вопросы, на которые учащиеся должны дать ответы. Чтобы дети не видели все вопросы сразу, на экране используется «шторка».

После фронтальной работы учащиеся садятся за компьютеры, открывают программу Microsoft Excel. Для закрепления прошлого урока ребятам демонстрируются на карточках обозначения диапазонов ячеек, которые они должны выделить в таблице.
  • Объяснение нового материала.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
- В текстовом процессоре Microsoft Word мы уже работали с таким объектом, как таблица. Вспомните, могли ли мы выполнять такие операции как копирование, вставка, удаление ячеек, строк или столбцов таблицы?
- А можем ли мы выполнить эти операции в табличном процессоре Microsoft Excel?
После обсуждения данного вопроса предлагается открыть документ Молочная продукция.xls (файл заготовлен заранее учителем на всех ученических компьютерах.

В этом документе изучаются приемы выполнения копирования, перемещения, удаления и добавления ячеек, строк и столбцов разными способами (мышкой, командами меню, кнопками).
Прежде, чем выполнять эти операции необходимо выделить фрагмент.
Добавить строки:
  1. Меню: Вставка,  команда строки (Добавить строку «Йогурт»)
  2. С помощью команды контекстного меню:  Добавить ячейки (выбрать строку) (Добавить строку «Масса творожная»)
Добавить столбцы:
  1. Меню: Вставка, команда столбцы (Добавить столбец – «Продажа»)
  2. С помощью команды контекстного меню:  Добавить ячейки (выбрать столбцы)  (Добавить столбец «Прибыль»)
Добавить ячейки:
  1. Выделить диапазон ячеек, куда надо вставлять ячейки и с помощью контекстного меню: Добавить ячейки (Указать, куда должны сдвигаться ячейки, вправо или вниз)
Копировать строку:
(1 способ) (Копировать строку «Кефир» вниз таблицы)
  1. Меню Правка, команда Копировать
  2. Установить курсор в первую ячейку, куда надо вставить копируемый диапазон ячеек
  3. Меню Правка, команда Вставить
(2 способ) Аналогичными командами из контекстного меню (Копировать строку «Йогурт» вниз таблицы)
(3 способ) Аналогичными командами с помощью мыши на панели инструментов (Копировать строку «Творог», начиная с ячейки С14)
Копировать столбец:
(1 способ) (Копировать столбец «Цена» справа от таблицы)
  1. Меню Правка, команда Копировать
  2. Установить курсор в первую ячейку, куда надо вставить копируемый диапазон ячеек
  3. Меню Правка, команда Вставить
(2 способ) Аналогичными командами из контекстного меню (Копировать столбец «Количество», начиная с ячейки J6)
(3 способ) Аналогичными командами с помощью мыши на панели инструментов (Копировать строку «Стоимость»,  начиная с ячейки D17)
Переместить выполняется аналогично копированию: вместо команды Копировать выбирается команда Вырезать. (Вырезать ненужный столбец «Количество»)
Удалить строку:
  1. Меню Правка, команда Удалить (Удалить строку «Кефир»)
  2. С помощью команды контекстного меню:  Удалить (выбрать строку) (Удалить стоку «Йогурт»)
Удалить столбцы:
  1. Меню: Вставка, команда столбцы (Удалить столбец «Продажа»)
  2. С помощью команды контекстного меню:  Удалить (выбрать столбцы)  (Удалить столбец «Прибыль»)
Удалить ячейки:
  1. Меню Правка, команда Удалить (Указать, куда должны сдвигаться ячейки, влево или вверх) (Удалить диапазон С18:Е20)
  2. С помощью контекстного меню: Удалить (Указать, куда должны сдвигаться ячейки, влево или вверх) (Удалить диапазон В16:Н24)
Конспект в тетради
Практическая работа на закрепление - выполняется учащимися самостоятельно по образцу
Упражнение  «Магазин»
  1. Открыть документ Упр. Магазин.xls  лист Образец
  2. В таблице добавить строку «Белые» после «Желтые».
  3. Поменять местами предметы  «Розовые» и «Персик».
  4. Вставить столбец «Четверг».
  5. Удалить столбец «Стоимость»
  6. Создать новую книгу и скопировать табель успеваемости.
  7. Сохранить под именем Цветочный магазин.xls.

Образец
Для исправления








Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий